«Ростех» широкого «Спектра»
«Ростех» широкого «Спектра»
Госкорпорация выделяет телекоммуникационный бизнес
Газета «Коммерсантъ» №148 от 20.08.2021, стр. 1
Госкорпорация «Ростех» учредила компанию «Спектр», которую рассчитывает сделать «национальным вендором» оборудования для сетей связи 4G, 5G и 6G. Российским операторам связи придется закупать российское оборудование для 4G уже с 2023 года, но сейчас их сети работают на решениях ZTE, Nokia, Huawei и Ericsson. Эксперты говорят о рисках монополизации рынка. Однако конкуренты скептически смотрят на планы «Ростеха»: у российских предприятий нет опыта и технологий, а обойтись без компонентов зарубежных поставщиков будет почти невозможно.
Госкорпорация «Ростех» сформирует «национального вендора телекоммуникационных решений для стандартов связи 4G, 5G и следующих поколений», рассказали “Ъ” в компании. Для этого учреждено ООО «Спектр», вокруг которого планируется развернуть «технико-производственную кооперацию» российских производителей оборудования для сетей связи. Гендиректором компании назначен Павел Смирнов, ранее возглавлявший НИИ «Масштаб», председателем совета директоров стал директор по особым поручениям госкорпорации Василий Бровко. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов пояснил, что последний был одним из инициаторов проекта и готовил его в течение двух лет.
«Дорожная карта» развития сетей 5G в России, разработанная «Ростехом», была утверждена в ноябре 2020 года. Расходы на нее оцениваются в 208,15 млрд руб., включая 28,8 млрд руб. из бюджета. Остальные средства, как предполагается, привлекут «Ростех» и «Ростелеком» (см. “Ъ” от 18 ноября 2020 года). Оборудование, согласно «дорожной карте», должно быть российского производства.
Его же придется с 2023 года использовать для развертывания 4G — такое условие госкомиссия по радиочастотам поставила при продлении разрешений на использование частот 800 МГц и 2600 МГц для развития стандарта.
Между тем сейчас операторы связи закупают оборудование у зарубежных производителей. Например, осенью 2020 года стало известно, что МТС потратила 7,5 млрд руб. на оборудование 5G-ready китайской Huawei. В июле «МегаФон» сообщил, что планирует развивать свои сети в партнерстве с Huawei, Nokia и ZTE. В Tele2 рассказывали, что сотрудничают с Ericsson.
Проект «Ростеха» — первый шаг к монополизации рынка телекоммуникационного оборудования в России, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков: «В перспективе он весь достанется госкорпорации, которая заняла выгодное положение: Минпромторг субсидирует затраты на производство, а Минцифры налагает ограничения на закупку зарубежного оборудования».
По мнению господина Кускова, для развития отрасли «необходимы рыночные механизмы, а не монополизация». Перед новым игроком будет стоять амбициозная задача — не только создать к 2023 году конкурентоспособное оборудование для нового поколения 5G, но и подготовить инфраструктуру для обеспечения связью 4G федеральных трасс и малонаселенных пунктов, отметили в «МегаФоне». В «Ростелекома» сообщили, что операторы «заинтересованы в скорейшем появлении конкурентоспособного российского оборудования для 5G». В МТС заявили, что «открыты к сотрудничеству на взаимовыгодной основе со всеми отечественными разработчиками и производителями оборудования». В «Вымпелкоме» и Tele2 отказались от комментариев.
В России нет опыта разработки и производства коммерческого оборудования для мобильных сетей связи в стандартах 2G, 3G, 4G, а в каждом поколении связи требуется около десяти лет, чтобы пройти от стандартизации до коммерческого запуска, отметили в Ericsson. «Помимо этого, мобильные системы также зависят от глобальной цепочки поставок»,— подчеркнули в компании.
Ведущая мобильная система обычно использует аппаратные компоненты от 100 специализированных поставщиков более чем из 30 стран, говорят в Ericsson: «Нереалистично полагать, что одна страна может быть самодостаточной во всех областях аппаратных компонентов и технологий». В компании напомнили, что аппаратное обеспечение Ericsson 5G-ready было готово в 2015 году, а ПО протестировано и запущено в эксплуатацию в 2018–2020 годы: «За меньший срок вывести на рынок качественный продукт малореально».