Между молотым и наковальней
Между молотым и наковальней
Кофе ударит по карману уже в августе
Газета «Коммерсантъ» №131 от 28.07.2021, стр. 1
Российские торговые сети начали получать уведомления от поставщиков о повышении в августе цен на кофе на 10–12%. Основная причина — аномальное падение температуры после почти годовой засухи в Бразилии, где год к году урожай зерен может сократиться на 30%. Цены на кофейные зерна на мировом рынке уже обновили максимум с 2014 года. Сети кофеен также готовятся к росту стоимости сырья при заключении новых контрактов в следующем году на 40–50%.
В сети «Верный» сообщили “Ъ”, что поставщики кофе предупредили ритейлера о повышении в августе цен на 10–12%. Там уточнили, что контрагенты ссылаются на резкое удорожание сырья, по данным некоторых компаний — на 70%, в первую очередь из-за проблем с урожаем кофейных зерен в Бразилии. В «Ленте» подтвердили, что поставщики кофе говорят о повышении цен в пределах 10%, пока уведомления находятся на рассмотрении. Об этом же говорит источник “Ъ” в другой крупной сети. По его словам, помимо роста стоимости сырья поставщики ссылаются на подорожание упаковки и логистики. В Nestle (бренд Nescafe) цены не комментируют.
Бразилия — крупнейший в мире производитель и экспортер кофейных зерен. Но в июле страна столкнулась с аномальными заморозками после года сильнейшей почти за столетие засухи. Падение температуры произошло в трех основных регионах, где производится кофе,— штатах Парана, Сан-Паулу и Минас-Жерайс. Гендиректор ГК Uvenco (управляет в том числе кофейными автоматами) Арвидас Алутис говорит, что ситуация грозит падением сбора кофейных зерен в Бразилии примерно на 30% год к году.
Кроме того, пандемия COVID-19 привела к нехватке обслуживающего персонала, а логистические сложности создали задержки в разгрузке, рассказывает он. В результате, отмечает господин Алутис, в течение июля цены на кофейные зерна на мировом рынке выросли почти вдвое. Так, фьючерс на сорт арабика на Нью-Йоркской товарной бирже 24 июля торговался выше $2 за фунт впервые с октября 2014 года. Еще 25 июня цена составляла $1,57 за фунт.
Основатель One Group (управляет One Price Coffee) Сергей Румянцев уточняет, что цены росли в течение всего 2021 года. Первое подорожание произошло в апреле—мае, из-за текущего кризиса компания планирует в сентябре повышать цены на кофе для партнеров в пределах 15%. В ГК «Шоколадница» указывают, что до конца года объемы поставок и цены зафиксированы долгосрочным контрактом. Аналогичные действуют у большинства крупных игроков в сегменте, добавляет господин Румянцев.
Кроме непогоды в Бразилии проблемы с поставками кофе связаны и с внутриполитическим кризисом в Колумбии — другом крупном экспортере зерен, рассказывают в сети «Правде кофе». В случае если биржевые цены сохранятся на текущем уровне, стоимость закупки в следующем году может вырасти на 40–50%, ожидают в Cofix. «Мы постараемся минимизировать потери за счет объема продаж и долгосрочных контрактов на поставки зеленого зерна»,— говорят в компании.
В One Group, «Шоколаднице» и Cofix заверили, что будут сохранять стоимость напитков для конечного потребителя. По словам господина Алутиса, для этого участникам рынка придется снижать качество закупаемого кофе, что чревато падением спроса. В «Правде кофе» готовятся к индексации цен осенью при вводе сезонного меню. В среднем и верхнем ценовом сегменте сетям придется пожертвовать доходностью, считает господин Румянцев. В Сofix полагают, что первыми будут вынуждены повышать конечные цены маленькие сети и не привязанные к определенной ценовой политике кофейни. Об этом говорит и основатель кофейни «Пнин» Дмитрий Горшенин: небольшие заведения будут вынуждены индексировать цены вслед за своими поставщиками. «Мы не сможем компенсировать рост цен, так как работаем в среднем ценовом сегменте и кофе — тот продукт, от которого полностью зависит общая доходность бизнеса»,— объясняет он.
Гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия уверен, что текущий тренд может сохраниться на пять-семь лет. Но на фоне падения доходов россиян все участники цепочки поставок будут искать способы снизить издержки, добавляет он: «Цены в экономсегменте, где потребитель всегда выбирает самый бюджетный вариант, вырастут минимально, переработчики кофе постараются переложить часть этих издержек на покупателей среднего и премиального сегментов».